27 марта - Всемирный день театра.
Какое отношение имеет этот праздник к well-being, к тематике корпоративного благополучия, я обсудила с человеком, который объединяет в себе очень интересные направления. Елена Лурье. Это и директор по работе с персоналом страховой компании РЕСО, и актриса плейбэк-театра. Прекрасная возможность посмотреть на вопрос сразу с двух сторон.
? Елена, сейчас всё чаще обсуждаются вопросы корпоративного благополучия или well-being. И мы можем легко отнести к этому направлению медицинскую профилактику, фитнес, линии психологической поддержки. Вы HR и ведёте театральный проект как well-being. Что роднит их?
! Нас роднит основная миссия плэйбэк театра– объединение и оздоровление общества посредством историй, которые показывают нам, что мы похожи и что мы вместе.
Благополучие – это прежде всего гармония в тебе самом. Метод Плэйбэк театра позволяет прожить и осознать ситуацию заново, посмотреть на проблему со стороны. Мы помогаем своим зрителям в развитии эмоционального интеллекта, осознанности, социальной адаптации , вносим вклад в профилактику профессионального выгорания. Всё это - элементы, обеспечивающие благополучие.
? Как известно, «театр» с греческого – «зрелище». HR-проекты – это прежде всего бизнес-проекты, для них важен результат. Как поможет корпорации Театр в формате «we play the story back to you» в достижении результатов?
! Бизнес проекты – это очень часто про голову и игнорирование чувств, которые человек при этом испытывает. Однако, как показывает практика, самый мощный эффект мы получаем, когда подключаем эмоциональный интеллект к решению задач.
? Вы одновременно и HR-директор крупнейшей страховой компании, и актёр-вдохновитель Театра импровизаций. Как HR, можете привести примеры ситуаций, при которых именно театральный проект – решение проблемы?
! Перечень таких проектов огромный: m&a, командообразование, работа с принятием изменений, main mapping любого тренинга и конференции, где необходимо эмоционально закрепить полученные знания. Есть даже опыт участия в стратегической сессии для обратной связи по принимаемым решениям!
? Трудовой коллектив и зрительский состав – это разные сообщества. Находясь в рамках компании, сотрудник решает прежде всего свои производственные вопросы, играет прежде всего производственную роль. Не мешает ли это ограничение результату? Готов ли персонал воспринять действо на сцене, раскрыться?
! Прокинуть мостик между производственными вопросами и человеческими реакциями, которые решают сотрудники, задача кондактора (модератора) перформанса. Прежде всего мы - люди со всем многообразием наших чувств. Атмосфера доверия, контакта и диалога – задача любого перформанса, иначе он не работает.
? Театр импровизации - это проект для маленьких или крупных компаний?
! Положительный эффект от соприкосновения с действом получит любая компания, независимо от её размеров. Нас скорее может ограничить зал, в котором будет проходить встреча.
Идеальный объем зала от 15 до 100 человек. Есть опыт работы на зал в 200-300 человек, но все же лучше , когда количество зрителей не превышает 100 человек. Спектакль проводится на площадке компании или в специально подобранном помещении. Технические требования минимальны: «сцена», то есть место, которое мы будем считать сценой, должна располагаться по «длинной» стороне зала, нужны розетки для музыканта, 4 устойчивых стула для актеров (на них могут вставать ногами), и хорошая слышимость. Как видите, любая компания с этим справится.
? Важно ли для вашего коллектива предварительное знакомство с корпоративной культурой компании-заказчика, получение некоего ТЗ или всё решается сразу на сцене?
! Обязательно есть предварительная встреча кондактора (ведущего) с заказчиком, когда собирается максимальная информация о компании и поставленной задаче, актеры готовятся предварительно разрабатывая тему, играя её на репетициях.
Поэтому действо, сотворённое в стенах вашей компании, будет именно для вас и о вас.
? Из кого состоит ваша труппа?
! Члены нашей труппы – это замечательные люди разных профессий: HRы, психотерапевты, музыканты, инженеры, есть даже искусствовед! Разнообразный жизненный опыт наших актеров помогает нам найти свои подходы в очень разных сферах производственной деятельности.
Вы сами это поймёте, побывав на нашем спектакле.
? Что необходимо, для того, чтобы быть артистом такого театра?
! Во-первых, для этого не нужно театральное образование. В нашем театре играют люди разных профессий. А вот навыками овладеть необходимо. Надо пройти годовое обучение в Центральной Школе Плэйбэка и получить сертификат.
В последнее время всё чаще говорят о практиках осознанности, mindfulness. В одной из статей я прочитала, что это некий рубильник, запускающий рост остальных параметров успешной жизни. Вы можете осознанно вести переговоры, расти над собой и идти к своим целям. Плейбэк-театр – хорошая возможность включить этот рубильник.
А в купе с другими практиками, в целостной многогранной программе, театр импровизации будет ярким, качественным и нестандартным элементом.