Решая вопросы корпоративного благополучия, мы часто сталкиваемся с рядом утверждений в области финансового благополучия сотрудников, например:
• Финансовое благополучие напрямую зависит от размера доходов / накоплений
• Финансовое благополучие является одним из ключевых факторов развития эмоционального выгорания
• Финансовое благополучие напрямую связано с состоянием экономики страны в целом
• Финансовое благополучие – это ведущий фактор благополучия в целом
Исходя из позиции по этим и подобным вопросам, определяется и тактика действий компаний. Однако, если все эти утверждения были верны, то у работодателя были бы очень ограничены возможности влиять на финансовое благополучие своих сотрудников.
На наш взгляд, искать решения надо всегда там, где они зависят от тебя. Поэтому при разработке опросника на уровень финансового благополучия сотрудников мы ориентировались прежде всего на те позиции, в которых сам работодатель может увидеть возможности и принять соответствующие меры.
Например,
• скорректировать социальный пакет,
• повысить информированность коллектива об имеющихся бенефитах,
• снизить уровень тревожности в связи с неопределённостью,
• показать траекторию и возможности развития карьеры и / или профессионального роста в компании,
• повысить уровень знаний и навыков в сфере управления личным бюджетом,
• помочь сотрудникам в обретении истинных смыслов, целей и ценностей и т.д.
Для этих и подобных шагов зачастую не требуются дополнительные ресурсы. Важны два аспекта:
1. Понимание, что и где «провисает»
2. Подбор имеющихся инструментов для решения наиболее востребованных задач.
Первый вопрос легко решается с помощью анкетирования/опроса. При этом важно сегментировать коллектив для поиска очагов выявленных проблем. При решении второго вопроса многие компании успешно используют имеющиеся ресурсы, не требующие дополнительного финансирования:
• HR-служба и корпоративный центр обучения
• Внутренние специалисты финансового блока
• PR компании
• Специалисты Страховщика / Пенсионного фонда
• Амбассадоры направления
• Центры финансовой грамотности
И только на специфические вопросы привлекают сторонних провайдеров.
При анализе ситуации не лишним бывает и анализ состояния в стране в целом, и сегмента, который в наибольшей степени представлен в вашем коллективе. В частности, опереться можно на данные, которые достаточно регулярно предоставляет Фонд Общественного Мнения (ФОМ).
Интересно посмотреть, как менялись экономические настроения россиян с начала года. Обратите внимание, что:
• После мартовского спада, уже с апреля пошёл рост доли оптимистов и нейтральных к вопросу. А в июне доля пессимистов даже ниже, чем в январе 22г.
• Среди соотечественников, склонных в оптимизму, больше представителей в возрасте от 18 до 45 лет
• Однако, если посмотреть на образовательный состав, то самая большая доля пессимистов среди людей с высшим образованием.
Какова ситуация в разрезе рода занятий, вида организации, динамики материального положения вы узнаете, посмотрев полный отчёт ФОМ (ссылка в комментарии)